Как Летняя школа учителей физики помогает раскрывать таланты учеников
18 августа 2025 г.

Виктория Выговская, учитель физики "Ленинской средней школы № 6" (посёлок Ленинский, Новосибирская область) участвовала в Летней школе учителей физики фонда Олега Дерипаска “Вольное Дело” второй раз и вернулась в свою школу с новыми идеями. О том, как помогло мероприятие в ее работе, как на практике увлечь школьников физикой и об успехах учеников она рассказала в своей колонке.
Летняя школа учителей физики появилась в моей жизни почти случайно. Я искала курсы для учителей от лучших университетов, дистанционные. И так наткнулась на объявление о начале приема заявок на участие в Летней школе учителей физики 2024. Условия участия просто идеальные. Надо быть учителем физики, желательно из глуши, и иметь возможность добраться до места проведения. Минуты полторы у меня ушло на заполнения заявки. В мае пришло письмо что меня приглашают. Бегала по школе счастливая с письмом приглашением.
Чего я ожидала в самый первый раз? Что приедем, будем учиться. А еще я очень ждала, что услышу там какие-то такие волшебные слова от преподавателей МГУ, что смогу, вернувшись в свою школу, повторить их 1 сентября и вуаля…у меня полный класс физиков.
А что я получила? Ну, во-первых, это качественное место проживания и учебные пространства. Что в Красновидово в доме отдыха МГУ им. М.В. Ломоносова в прошлом году, что в Усть-Лабинске в Первом Университетском Лицее имени Н. И. Лобачевского в этом году, ты понимаешь, что тебя не просто пригласили к ним, а тебя уважают и тебе хотят передать все знания, что у них есть. Лекции учителей МГУ — это отдельный вид искусства. Видишь их рядом и чувствуешь, как с ними получается дотянуться до вершин физики, о которых и не мечтал. И понимаешь, что физика ближе, и большая физика ближе, и эта физика близка не только для учителей, а также и для детей. Проектная деятельность, в которой можно поучаствовать даже дистанционно, — это же просто находка. Вы только представьте, что ученик из села с населением 600-700 человек может делать проект с учителем МГУ!!!
И вот ты уже весь такой воодушевленный и не можешь даже представить себе, что будет еще что-то более сногсшибательное. И тут начинается конференция или круглые столы, или презентации от учителей со всей страны. Лучшие педагоги из разных регионов рассказывают о своих результатах и о том, как их достичь. Делятся своими подходами, изобретениями, своими мыслями, фантазиями. В этот момент ты рождаешься как учитель заново. Так и хочется прямо сейчас пойти в класс к своим ученикам и провести им урок по-другому, с этим новым знанием, которым сейчас поделился классный учитель из другого города.
Вот, что я взяла на вооружение и сразу начала применять:
1. Мини-проектная деятельность на уроках: мы перестали просто изучать приборы по учебнику. Теперь разбираем их, исследуем, из чего и как собраны, добавляем теорию – и получаем готовый мини-проект. Это делает физику осязаемой.
2. Урок-конференция с историческими дебатами: стандартные уроки-конференции превратились в увлекательные исторические баталии. Создаем команды (например, Фарадея vs Генри в теме открытия индуктивности). Команды пытаются доказать друг другу и классу, что именно их понимание физических процессов верное. Ученики вживаются в роли ученых, воспроизводят их опыты, аргументируют свои открытия и спорят, кто был прав или первым. Класс – активный наблюдатель и судья. Это оживляет историю науки.
3. Игровые методы (Физическое тримино): взяла на вооружение идею игр для отработки навыков. Тримино помогает в переводе единиц измерения и запоминании формул. Пусть метод не новый, но он нравится детям и дает результат.
4. Опорные конспекты: для учащихся, планирующих сдавать экзамены по физике, собираюсь вводить опорные конспекты. Опыт других учителей, с кем я познакомилась на Летней школе учителей физики, показал, что такой подход дает очень хорошие результаты.
Ты видишь и понимаешь, что везде из обычных детей получаются алмазы. Получаются ученики, заинтересованные физикой, наукой, влюбленные в свою родину и горящие сделать какое-то открытие во благо страны. Слушая чужой опыт, вдохновляешься на поиск своих неограненных алмазов. Пусть даже сами дети не подозревают об этом.
Мои ученики, конечно, еще не готовы даже смотреть в сторону МГУ. Они простые деревенские мальчишки и девчонки, которых заставляют ходить в школу. И физика для них самый сложный предмет, непонятно зачем нужный. Но благодаря Летней школе учителей физики они получают от меня совсем другой заряд на уроках. Я стала рассказывать о том, как близка и интересна наука, как близка возможность стать творцом будущего. Маленькими шагами, но мы идем вперед. Один мой ученик (со статусом ОВЗ, кстати) в этом году вдруг полюбил электричество. Мы вышли на конкурс Абилимпикс, и там он занял 1 место. Задание было собрать электрическую цепь фар грузового автомобиля. Он не просто скрутил провода. Он точно знал, что и почему работает, он точно знал, что такое электрический ток, и как он будет течь. Именно для этого ребенка это огромное достижение. В его 16 лет — это первая его победа. Летом после сдачи ОГЭ техникум сам пригласил его к себе учиться, не дожидаясь подачи документов. Ребенок поверил в себя и свои возможности. И это не только заслуга ученика или моя, это заслуга Летней школы учителей физики, так как именно после нее я стала так гореть предметом и заряжать этим светом других.
Мои восьмиклассники в прошлом году, 9-классники этого года, уже выбирают для сдачи ОГЭ физику. А это нонсенс для нашей школы. А 11-классники идут сдавать ЕГЭ по физике, чтобы поступать в строительные, инженерные, научные институты. Им становится не страшно прикоснуться к науке, к физике, хотя это самый пугающий предмет в школе. Только представьте: в 11 классе у нас учится 4 человека – из них 2-е будут сдавать физику. В 10 классе – 2 человека, из них 1 человек будет сдавать физику и уже заранее начинает готовиться.
Но одно из главных моих достижений в этом «заражении» физикой это конечно же моя дочь. Которая наслушалась моих рассказов о наноматериалах, выполнила проект в 9 классе. Стала призером регионального этапа «Большие вызовы». Потом вдруг взгляд упал на ядерную физику, и это снова любовь. Теперь она отслеживает сайт МГУ, готовится к сдаче экзаменов на таком уровне, чтобы поступить на физический факультет МГУ.
Скоро будет новый учебный год. Новые вызовы школьных будней. Придут новые ученики в 7 класс. А у меня уже есть заготовленные идеи, методические задумки и главное учебники Грачева чтобы сразу «с пеленок» влюбить детей в физику.
Хочу ли я снова на Летнюю школу учителей физики? КОНЕЧНО!!! Это не просто профилактика выгорания, это просто смена батареек, перезагрузка и четкое понимание, что наука в нашей стране жива, и ты маленький, но важный винтик, который направляет простых детей в великому.