Как мы нашли учителей точных и естественных наук
02 сентября 2025 г.

Директор лицея №165 имени 65-летия ГАЗ в Нижнем Новгороде Наталья Владимировна Созинова рассказывает о пройденных трудностях в поиске учителей, об успехах педагогов на новом месте работы и о том, что поможет возродить интерес к инженерным профессиям.
В 1997 году в рамках проекта "Фирменное образование "ГАЗ" был создан "Лицей №165 имени 65-летия "ГАЗ", что было вызвано острой потребностью рынка труда в рабочей силе инженерной направленности. Эта задача, нерешенная до сих пор, стала краеугольным камнем и проекта "Учитель Вольного Дела".
Отличительными чертами этой инициативы являются четкое целеполагание и вычленение ключевой проблемы естественно-научного образования в российской школе – катастрофическая нехватка педагогических кадров. Отрадно, что фонд Олега Дерипаска "Вольное Дело" не только констатировал этот факт, а честно и открыто объявил его главной "болевой точкой", а это первый шаг к поиску решения. Практическая направленность, усиленная системой материального стимулирования, выгодно отличает этот проект от многих инициатив.
Фокус на педагоге: Почему это важно?
Существует расхожая фраза – "ребенок - центр школы". Верно, но родители выбирают школу, ориентируясь прежде всего на Учителя, его талант, умение создать среду для личностного роста ребенка.
Важнейшим направлением проекта стал поиск таких учителей. Благодаря поддержке программы "Учитель Вольного Дела" в Лицей пришли 4 учителя – математик, физик, химик, информатик, причем двое из них – выпускницы 2024 года. Им очень повезло! Конечно, они еще только самоопределяются, но в каких условиях! В Лицее есть возможность попробовать себя как в базовых, так и профильных программах, включиться в проектную и олимпиадную деятельность и получить материальную поддержку от программы.
Я убеждена, что работа в профильных классах – великая отрада для учителя, потому что в них учатся мотивированные дети, это иной уровень и обучения, и воспитания.
Проект "Учитель Вольного Дела" создает особую креативную среду, которая привлекает, объединяет и воодушевляет всех - и учителей, и детей, и родителей. Это источник невероятной притягательной силы и профессионального удовлетворения.
Вливание в коллектив: Среда роста
Лицей – высокопрофессиональная среда, которой всегда присуща здоровая конкуренция. Молодым учителям необходимо соответствовать мэтрам, а лучше их превзойти, амбиции в определенном смысле – двигатель роста учителя.
В Лицее все бурлит – конкурсы, олимпиады, смотры…….. В этот непростой ритм надо суметь войти и не потерять себя.
У каждого из наших новых коллег своя история перехода в Лицей.
Физик – Кипяткова Светлана Николаевна долгие годы работала в гимназии, одной из лучших в городе, но это гуманитарная направленность. Человек почувствовал профессиональный дискомфорт и сделал поистине героический шаг, оставив комфортную среду – перешел в Лицей – новые программы, новые требования, вызовы. Это пример педагога, для которого профессиональный рост – личностная ценность.
Первые результаты и вектор развития
Подводить итоги рано. Нельзя полагать, что, объявив о проекте, мы ожидаем от детей массового выбора инженерных специальностей. Определился вектор развития.
Нашими главными целевыми ориентирами стали:
- Создание инженерно-образовательной среды в лицее как стимула формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению физики, математики, информатики;
- Формирование инженерных компетенций обучающихся в совместной деятельности с предприятием-партнером (кластер «Лицей-производственное предприятие»);
- Осознанный выбор обучающимися инженерных профессий, востребованных в современной экономике России;
- Возрождение традиций инженерно-технической интеллигенции Горьковского автозавода – «Встреча поколений».
Я лично получаю огромное удовольствие от проекта. Он базируется на наших традиционных направлениях – углубленном изучении предметов естественно-научного цикла, олимпиадном движении, проектной деятельности… И сам проект настроен на эти ценности.
Проект супердемократичен – он для всех и в тоже время нацелен на тех "элитарных" детей, кто в будущем будет создавать рабочие места и определять развитие страны.