Как переезд в Краснодарский край открыл новые горизонты в профессии учителя
09 сентября 2025 г.

Учитель биологии Мария Кликушина осуществила свою мечту о переезде из Сибири в Краснодарский край. О том, как решиться на такой шаг, как адаптироваться в новых условиях и каких успехов можно достичь, она рассказала в своей колонке.
Меня зовут Мария Александровна Кликушина, я учитель биологии в школе №2 города Усть-Лабинск. До этого я 8 лет работала в лицее №1 своего родного города Киселевска в Кемеровской области. Туда я пришла после окончания Томского политехнического университета и рождения первого ребенка, во многом по совету мамы, тоже педагога. Главным стимулом для поиска новой работы стал климат: прожив всю жизнь в Сибири, я мечтала о тепле и большем количестве солнца для себя и детей. В апреле 2024 года я начала целенаправленно искать вакансии в Краснодарском крае и узнала о проекте «Учитель Вольного Дела», который реализуется фондом Олега Дерипаска. Именно благодаря стимулирующим выплатам и организационной поддержке проекта моя семья смогла осуществить переезд. Мне помогли трудоустроиться на желаемую должность учителя биологии в школу №2 Усть-Лабинска.
Переезд в абсолютно незнакомый город без родных и друзей – серьезный шаг. Проект обеспечил не только рабочее место, но и поддержку. Прежде всего, критически важной была помощь с жильем. Я долго не могла найти подходящую квартиру, и организаторы проекта дали контакты риэлтора, который оперативно подобрал вариант по моим условиям и расположению. Кроме того, для новых педагогов организовывали ознакомительную экскурсию по городу, постоянно интересовались нашим обустройством, комфортом и самочувствием – это внимание к психологическому состоянию очень помогло влиться. На месте работы мне предоставили кабинет с необходимым оборудованием, дали классное руководство и уроки биологии в 5, 6 и 7 классах. Начать работу именно в этих классах, а не в старшей школе, было правильным решением для плавной и комфортной адаптации в новом коллективе.
Трудоустройство на новом рабочем месте - это всегда волнительный процесс. Приятно было услышать от новых учеников, что им было не только интересно на моих уроках, но и материал был доступен и понятен. Одна из девочек даже сказала, что в прошлом году ей не нравилась биология и только в этом году она приняла решение, что свяжет с этим предметом свою жизнь. Моя стратегия строилась на поощрении любых вопросов, даже выходящих далеко за рамки программы. Я всегда стараюсь выслушать любой ответ, ответить на вопрос или, если ответа нет сразу, предложить вместе найти его. Если ученик задает сложный или очень специфический вопрос, я могу дать ему задание подготовить по нему мини-доклад для класса, за который он получит оценку. Этот подход стимулирует самостоятельный поиск информации и интерес. Яркий пример – случай с Макаром из 7 класса. Предмет его изначально не увлекал. Однажды на уроке я предложила ему простое дополнительное задание за пятерку. Он выполнил его за 5 минут, причем осмысленно, а не списав. Он полностью ответил сам, исходя из своего жизненного опыта – написал о том, как он высаживал растение, поливал и использовал удобрения. Видя его старание, я предложила ему выступить с этим материалом перед классом. Он рассказал, получил вторую пятерку, и для него это стало личной победой, а класс узнал что-то новое. Таким образом, мне удалось замотивировать учеников не просто изучать материал из учебника, а применять эти знания в жизни.
Еще одним практико-ориентированным предметом стала новая для меня дисциплина «Основы естественно-научных исследований» (ОЕНИ). Этот предмет входит в программу не во всех школах России. Когда я пришла, для меня это был совсем новый предмет и сначала было немножко даже волнительно, но со временем я поняла принцип его преподавания. Он заключается в простом базовом уровне, на котором ученикам даются знания по химии, физике, математике и биологии при проведении практических лабораторных работ. Я в итоге успешно справилась, и дети были довольны, они с интересом слушали меня на уроках, мы делали очень много проектов, практических работ. Через практику – сборку простых измерительных приборов вроде флюгера или манометра, опыты – можно было выявить потенциал тех учеников, которые более заинтересованы в исследованиях. И было сразу заметно, кто тянется больше к биологии, а кто к математическим дисциплинам или к физике, химии.
В течение этого года я добилась не только личных профессиональных успехов, но и в работе со своими учениками. Например, пятиклассник Максим Кущ, с которым мы вместе подготовили исследовательскую работу на конференцию «Мои первые шаги в науку», стал призером с работой про неньютоновскую жидкость.
Профессиональному росту способствовало и участие в конкурсе «Учитель года Кубани». Раньше, наблюдая за коллегой-участницей в Киселевске, я считала этот конкурс слишком сложным и ресурсозатратным. Однако после переезда, успешной адаптации и благодаря поддержке в новой школе я почувствовала уверенность. Когда директор предложила участие, я согласилась. Готовилась очень тщательно: разрабатывала открытый урок, осваивала новый для себя формат самопрезентации – видеовизитку, консультировалась с коллегами. Особенно ценно было вовлечение учеников – они активно помогали, интересовались процессом и искренне переживали. Результатом стала победа на муниципальном этапе и участие в региональном. Для меня это бесценный опыт и старт для дальнейшего развития.
Прошел почти год с момента переезда. Я могу уверенно сказать коллегам из других регионов, что программа «Учитель Вольного Дела» реально работает: обещанные условия – гарантированное рабочее место, стимулирующие выплаты, компенсации расходов на переезд и аренду жилья, организационная поддержка – были выполнены в полном объеме. Это реальный шанс для педагогов переехать в другой регион с достойными условиями для работы. Организационная и психологическая помощь на этапе переезда и адаптации (вопросы о быте, комфорте на работе, экскурсии) – это не формальность, а необходимость, которая реально помогает сосредоточиться на работе. Помимо этого, важным аспектом является наставничество в проекте. Несмотря на то, что я учитель высшей категории, в новой школе у меня появился наставник Любовь Николаевна, которая поддерживала меня морально на протяжении всего учебного года. Я считаю, что это тоже важно, когда ты переезжаешь в регион, где у тебя нет ни родственников, ни знакомых.
Проект дал мне возможность полностью реализоваться как учителю биологии: работать по специальности, с комфортной нагрузкой, участвовать в значимых конкурсах и, что самое важное, раскрывать потенциал учеников, видя их успехи. Финансовая поддержка остается важным фактором, особенно для учителей с семьями, и продолжение таких программ с понятными условиями очень востребовано. Крайне важно, чтобы информация об «Учителе Вольного Дела» была максимально доступна педагогам по всей России – это действенный инструмент для улучшения качества жизни и профессионального роста, и мой опыт это подтверждает.