Как пятиклассники создали зарядку для электромобиля и зажгли мой учительский путь
01 ноября 2025 г.
О личном опыте перехода в другую школу и работе над реальными проектами с учениками рассказывает Анна Вертинская, учитель информатики лицея №165 им. 65-летия ГАЗ, Нижний Новгород, участник проекта «Учитель Вольного Дела».
Меня зовут Анна Вертинская, я из Нижегородской области и очень много лет прожила в городе Богородск. Я закончила Дзержинский педагогический колледж и НГПУ им. Козьмы Минина. Раньше я работала в обычной школе Автозаводского района Нижнего Новгорода и тратила достаточно много времени на дорогу из другой части города. Год назад я стояла перед выбором: переехать в родной Богородск или остаться в Нижнем Новгороде и сменить работу. Решение далось нелегко, но его помогло принять участие в проекте «Учитель Вольного Дела», реализуемого фондом Олега Дерипаска. Именно благодаря ему – поддержке в переезде, материальным доплатам, предоставлению жилья и разнообразию школ для работы – я смогла выбрать лицей №165, где увидела потенциал для развития проектной работы с детьми.
До этого у меня уже был опыт проектный деятельности: три года я вела собственный образовательный проект, выиграв с ним четыре гранта и всероссийские конкурсы. Но настоящим вызовом стал мой первый инженерный класс – пятиклассники, для которых проектная деятельность была в новинку. Я хотела научить их не просто информатике, а применять технологии для решения реальных задач.
Идея моего личного проекта родилась из разговора с моим наставником и моих наблюдений: дети быстро осваивают развлекательные приложения, но часто теряются с полезными для учебы и работы программами. Мы внедрили систему мотивации: баллы за освоение софта обменивались на мерч. Но настоящий скачок произошел, когда мы решили участвовать в конкурсе «За проектом на ГАЗ» от нашего автозавода.
От идеи до работающего макета: путь юных инженеров
Задача была сложной: разработать проект, связанный с автомобилями будущего. Мы остановились на идее индукционной зарядки для электромобилей. Мои ученики (тогда еще пятиклассники) с энтузиазмом взялись за дело. Они изучили принцип беспроводной зарядки, спроектировали и напечатали на 3D-принтере модели электромобилей, создали макет парковки с интегрированной системой зарядки, научились подключать и тестировать свою систему.
Самым ценным для них (и для меня) стало понимание всего цикла проектной работы: от выявления проблемы до создания реального продукта и его защиты. Это был не просто урок – это была практика инженерного мышления.
Как построить проектную деятельность – практические рекомендации
Работа над проектом шла преимущественно в цифровом пространстве – такова реальность современных детей. Мы собирались очно только для ключевых этапов: вводный рассказ о проектной деятельности и ее целях, сборки макета, съемок видео или живых обсуждений замысла. Основное же взаимодействие – мозговые штурмы, планирование, сбор данных, оформление идей – велось через привычные им онлайн-платформы: мессенджеры, видеозвонки, облачные документы и онлайн-доски.
Почему этот формат стал основным? Дети сегодня перегружены, а их естественная среда общения и поиска информации – онлайн. Я не стала с этим бороться, а использовала как инструмент обучения:
1. От постановки проблемы к опросу: после определения темы (электромобили) ребята сами сформулировали проблему для исследования. Затем они разработали анонимный опрос (и для сверстников, и для взрослых), используя онлайн-инструменты. Они самостоятельно распространяли его максимально широко и обрабатывали результаты.
2. Онлайн-коллаборация: весь обмен документами и мыслями шел в облаке. Онлайн-доски стали нашим полем для совместной работы: здесь рождались идеи баннеров, структурировались данные опроса. Делились на группы виртуально, обсуждали промежуточные результаты на видеосозвонах, выбирали лучшие решения – всё в сети.
3. Глобальные связи: через Telegram мы провели онлайн-встречу с владельцами электромобилей из Германии, которые углубили наше понимание этой темы и помогли скорректировать направление.
4. Закрепление через игру: я использовала интерактивные квизы, созданные на специализированных платформах, для легкого усвоения знаний. Это превращало обучение в игру, что близко детям.
Что это дало? Помимо решения конкретной задачи проекта, школьники прокачали критически важные навыки:
· Цифровая грамотность: Поиск и верификация информации, работа с облачными сервисами и специализированными платформами.
· Онлайн-коммуникация: Умение четко излагать мысли письменно и устно в видеочатах, эффективно сотрудничать удаленно.
· Самоорганизация: Распределение задач и ответственности в виртуальной среде.
· Понимание возможностей сети: Осознание, что интернет – не только развлечения, но и мощный инструмент для совместной работы, обучения и глобального обмена идеями.
При этом, когда мы собирались очно для конкретных задач (например, съемки презентационного видеоролика), работа шла удивительно слаженно и быстро. Они уже были настроены на продуктивность благодаря онлайн-взаимодействию. Этот гибридный подход – живое общение плюс эффективные цифровые инструменты – стал нашим ключом к успеху в условиях плотного графика и цифровой реальности поколения нынешних школьников.
Самым волнительным было участие в серьезных конкурсах, таких как технологический конкурс с международным участием «ИКаР» и региональный этап «Технофест». Представьте: 11-12-летние ребята защищают свой технический проект перед экспертами! Они волновались, но смогли четко объяснить свою идею, устройство макета и его перспективы. Их умение работать в команде, поддержка родителей и настойчивость принесли впечатляющий результат: мы выиграли четыре конкурса разного уровня, включая первое место на «Технофесте» и победу в номинации за лучшую презентацию проекта на «ИКаР».
Что дал мне этот год в лицее и проектной деятельности
1. Уверенность в детях: Я увидела, на что способны мотивированные школьники, когда им дают сложные, но интересные задачи и поддерживают.
2. Профессиональный рост: Осенью я прошла курсы повышения квалификации для учителей математики, физики, химии и информатики от проекта «Учитель Вольного Дела», где обсуждали ИИ, современные методики и проекты. Обмен опытом с коллегами по ассоциации учителей информатики и олимпиадных тренеров также стал бесценным.
3. Возможности: Участие в проекте «Учитель Вольного Дела» изменило меня как внутри, так и снаружи – я начала расти профессионально. Если в начале моей карьеры я самостоятельно изучала свой предмет, то сейчас мне помогают сотрудники проекта «Учитель Вольного Дела», курсы повышения квалификации, разные проекты с детьми. Помимо этого, это еще моральная и материальная поддержка. Проект помогает в развитии и обеспечивает доступ к ресурсам и сообществу.
Самое главное достижение – не награды
Самым ярким подтверждением успеха для меня стало решение моих учеников и их родителей. Несмотря на то, что основной проект по инженерному классу завершился в 5 классе, они единогласно изъявили желание участвовать в «Технофесте» в следующем году уже в 6 классе – с совершенно новым, самостоятельно выбранным проектом! Видеть, как у детей горят глаза, как они сами предлагают темы и готовы работать над ними даже в свободное время – это лучшая награда и показатель того, что искра интереса зажжена.
Что бы я сказала коллегам
Не бойтесь давать детям сложные, амбициозные задачи, выходящие за рамки учебника. Да, это требует сил, риска и веры в них. Но когда вы видите, как пятиклассники разбираются в схемах индукционной зарядки, защищают проект на всероссийском уровне и хотят делать больше – понимаете, что это того стоит. Иногда нужно просто открыть дверь в мир реальных проектов, и они удивят вас своими возможностями.