Как я нашла свой настоящий класс: История учителя физики, которая рискнула сменить работу и обрела второе дыхание — Учитель вольного дела

Как я нашла свой настоящий класс: История учителя физики, которая рискнула сменить работу и обрела второе дыхание

24 ноября 2025 г.

Как я нашла свой настоящий класс: История учителя физики, которая рискнула сменить работу и обрела второе дыхание

Учитель физики из Нижнего Новгорода Светлана Кипяткова рассказывает о том, как решилась изменить свою жизнь и вернула радость в профессии.

До перемен

Меня зовут Светлана Кипяткова, я учитель физики. Окончила НГПУ им. Минина и большую часть педагогической жизни проработала в хорошей, уважаемой гимназии, но с гуманитарным уклоном. Физика там была, скажем так, на периферии внимания. Я вела уроки, но не чувствовала той самой искры, живого интереса к законам мироздания, который всегда любила в предмете. Дети были способные, но их фокус был в другой плоскости.

А физику нельзя преподавать без вовлеченности, и со временем я почувствовала профессиональную тоску. Ловила себя на мысли, что избегаю сложных, нестандартных задач — тех самых, что заставляют думать и понимать предмет по-настоящему. Мои ученики в гуманитарных классах набирали на ЕГЭ максимум 87 баллов. Достойно, но где огонь, где глубина? Я начала сомневаться: не упускаю ли я что-то важное в своей профессии?

Переход в новую школу

Решение сменить школу после многих лет на одном месте далось нелегко. Это был вызов себе: новые стены, коллеги, дети. Страх неизвестности боролся с сильным желанием наконец увидеть глаза учеников, горящие интересом к физике. И я рискнула. Перешла в лицей №165 Нижнего Новгорода, где помимо обычных, были инженерные классы.

С первой недели почувствовала разницу. Дети не просто слушали — они включались в процесс, задавали вопросы, потому что им действительно хотелось докопаться до сути. Наконец-то можно было разбирать те самые нестандартные олимпиадные задачи, погружаться в проекты, видеть, как теория оживает в практике. Это было как глоток свежего воздуха.

Но переход в новую, более требовательную среду — это не только радость, но и серьезная нагрузка. Принять это решение было бы трудно, если бы не поддержка проекта «Учитель Вольного Дела», который реализует фонд Олега Дерипаски. Не буду лукавить: материальная поддержка, которую он предоставляет, сыграла не последнюю роль. Это не про лишние деньги, а про возможность выдохнуть.

Когда я перестала думать про необходимость брать дополнительную нагрузку только для того, чтобы получать достойную зарплату, я смогла направить силы и время на главное — качественную подготовку к урокам в инженерных классах. Появилось пространство для творчества: искать интересные эксперименты, придумывать нестандартные задания, делать каждую тему по-настоящему захватывающей.

«Учитель Вольного Дела» предложил и нечто большее, чем финансовую помощь. Курсы в рамках проекта стали для меня настоящим открытием. Это были не формальные лекции для галочки, к которым привыкли многие учителя. Акцент делался на современных технологиях и глубокой проектной деятельности. Мы погружались в процесс, работали в командах, решали практические кейсы.

И самое ценное — возможность пообщаться с такими же увлеченными коллегами, учителями-практиками из других сильных школ, которые работают с профильными классами. Такой обмен опытом, живыми методиками — это мощный заряд и источник вдохновения.

Об учениках

Если честно, я в чем-то завидую своим нынешним ученикам — тому, как многообразно и разнопланово их образовательное пространство. Весь наш лицей — большая образовательная среда. Да что лицей — весь город! Уроки в музеях, занятия в лабораториях вузов-партнеров, практикумы на ГАЗе, технопарки. Это впечатляет.

В инженерные классы приходят ребята не ради престижа, а осознанно. Работа с такими учениками — настоящее счастье. И это стало возможным благодаря системе организации образовательного процесса в лицее: у детей есть возможность попробовать себя в разных направлениях — от творческих до технических. В сочетании с углубленным изучением предметов это помогает ребятам вместе с родителями сделать осознанный выбор образовательного трека в старшей школе.

Учитель в мире ИИ

Мне интересно преподавать в современной школе и соблюдать баланс традиций и инноваций. Сегодня учитель — не единственный источник знаний, не жрец-хранитель, а архитектор мысли. В эпоху искусственного интеллекта бессмысленно конкурировать с компьютером в объеме информации. Важно другое — то, что может только учитель и не может машина: развивать способность к суждению, пониманию, выбору.

На уроках физики мы учимся не просто формулам, способам решения. Мы учимся задавать правильные вопросы, понимать логику выбора метода и способа решения задачи. Я учу сохранять у ребят интеллектуальную самостоятельность в мире автоматизированных ответов. Думаю, у меня это получается: мои ученики на уроке умеют удивляться, сомневаться, творить и сопереживать.

Инженерные классы — настоящая награда для учителя физики. Работа с мотивированными детьми вдохновляет и дает уверенность, что у нашей страны есть будущее. Хочется и дальше быть частью программы «Учитель Вольного Дела» и вести инженерные классы, чтобы растить ребят с хорошим физическим образованием. В дальнейшем они станут достойными гражданами, которые будут прославлять нашу страну и регион.

Результат я увидела и в цифрах: если раньше мои ученики показывали максимум 87 баллов, то теперь стабильно выходят на 96. Но важнее даже не оценки, а та самая искра, которую я искала. Когда дети после урока остаются обсудить идею проекта, спорят о реализации модели — это и есть учительское счастье.

Самый неожиданный пример — мой сын, он учится в инженерном классе. Раньше особого энтузиазма к физике не проявлял, а теперь приходит домой и продолжает работать над своим проектом! Видеть его увлеченность — это доказательство силы правильной среды и возможностей, которые дают профильные программы.