Когда химия перестает быть страшным предметом для учеников: мой первый год в роли учителя

13 августа 2025 г.

Когда химия перестает быть страшным предметом для учеников: мой первый год в роли учителя

Можно ли вспомнить о своей детской мечте спустя много лет и стать учителем? Как войти в профессию сразу после окончания вуза и каких результатов можно добиться? Как вовлечь школьников в изучение химии? Об этом рассказывает Надежда Ведерникова, учитель химии в лицее №165 им. 65-летия ГАЗ в Нижнем Новгороде, участник программы «Учитель Вольного Дела», которая реализуется фондом Олега Дерипаска.

Я училась в лицее №165 на химико-биологическом профиле, закончила химический факультет ННГУ им. Лобачевского, а потом вернулась в родные стены школы, став учителем химии. Мечта преподавать жила во мне с детства и самый первый толчок к ней дал мой школьный учитель, Александр Сергеевич Гордецов. Именно его уроки, его мастерство зародили интерес к педагогике. Правда в студенчестве я забыла об этом, и преподавание казалась мне чем-то далеким. Судьба распорядилась иначе: я случайно услышала о программе поддержки педагогов «Учитель Вольного Дела», решилась попробовать, и это помогло моей мечте стать реальностью. Теперь не жалею ни минуты.

Профессиональное образование у меня было, но учить – это особое искусство. Здесь мне очень помогла поддержка программы на старте: доступ к курсам, школам учителей, материальная поддержка, а также необходимое для уроков оборудование, которое позволяет показывать химию не как набор формул, а как живую науку. Это помогает вовлечь детей, и видеть их интерес – огромная радость.

Одним из самых полезных этапов стало участие в Школе учителей химии. Профессионалы делились не просто теорией, а практикой: как строить урок, находить и подавать материал, рассчитывать время. Для меня, начинающего педагога, это было бесценно – погружение в педагогику как науку. Очень хочется больше таких возможностей учиться у коллег и углубляться в методику.

Работа учителя – это постоянная ответственность и напряжение. В сложные моменты важна поддержка. Мне повезло с куратором от программы, Людмилой Каревой. Ее оптимизм и искренний интерес к моим делам, готовность помочь советом в сложных ситуациях с родителями или учениками дают ощущение надежного тыла и стимул развиваться.

Сейчас большое внимание уделяется проектной деятельности и меня радует, что уже много учеников выбрало меня как наставника. Этот год мы активно провели в научных обществах учащихся (НОУ), на конкурсах и конференциях, в городском конкурсе цифрового контента «Научная прогулка». Наука – это творчество! И здорово, когда ребенок говорит: «Хочу изучать вот эту область!» – иногда даже выходя за рамки школьной программы. Моя роль – помочь воплотить его идею. Мы учимся вместе: я направляю, а они открывают новое. И результаты вдохновляют: достойные выступления на конференциях НОУ, а одна ученица заняла первое место в «Научной прогулке» – я ею горжусь.

Особенно волнительными для меня были результаты ЕГЭ: две ученицы набрали по 99 баллов, один – 90, все в целом показали себя очень достойно. И еще важная победа: впервые за три года наши ребята вышли на региональный этап Всероссийской олимпиады по химии. Это говорит о реальном интересе и желании учеников идти дальше школьной программы.

Но самый показательный для меня факт – рост числа желающих сдавать химию. В начале учебного года ОГЭ по химии хотели сдавать три человека, а в итоге писали девять. И самое ценное – отзывы учеников: «Такой сложный предмет оказался легким!», «Спасибо, что объяснили, теперь все понятно». Для молодого учителя это лучшая обратная связь и подтверждение, что путь выбран верно.

Мой опыт в программе оказался настолько позитивным, что я порекомендовала ее своей однокурснице, которая сомневалась, идти ли в школу. Теперь она тоже решилась преподавать с нового учебного года, зная, что получит и мотивацию, и поддержку коллег.

Первый год работы в родных стенах лицея подошел к концу. Это было время проверки, первых побед учеников и моего становления. Сотрудничество с программой «Учитель Вольного Дела» и с лицеем мы продолжим – я получаю ту необходимую опору и стимул, которые помогают не просто учить, а зажигать в детях интерес. Ведь когда ученик говорит: «Химия – это легко!», ты понимаешь: главное – получилось.