Проект «Учитель Вольного Дела» представил на Конгрессе молодых ученых практики вовлечения детей в науку
28 ноября 2025 г.

Автор: Максим Блинов, источник: Фотохост Конгресса молодых учёных
27 ноября 2025 года в рамках Конгресса молодых ученых прошла сессия «Инициативы Десятилетия науки и технологий для детей: от технического творчества в системе дополнительного образования до вовлечения детей в научные исследования». В дискуссии приняла участие Елена Аксенова, научный руководитель образовательных проектов Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело», которая представила комплексный подход к работе с педагогами и школьниками в регионах.
В рамках сессии спикеры делились своими практиками вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Антон Гусев, Заместитель руководителя образовательного фонда «Талант и успех» и директор научно-технологического университета «Сириус» рассказал о проектах Сириуса. Образовательный центр всегда приходит к детям с реальными задачами от партнеров. Спикер выделил два ключевых проекта: «Большие вызовы», который существует уже 10 лет и проводится в течение 24 дней на площадке центра, и «Сириус Лето», который реализуется в течение всего года. Во втором проекте существует триумвират: партер, школьник и наставник со стороны студентов конкретного профиля. Студент является связующим звеном, и для школьника такой наставник намного ближе, чем взрослый.
Елена Аксенова выделила в работе фонда два основных направления для вовлечения детей в науку: практический и исследовательский (фундаментальный) треки. Она отметила, что для заводов и энергостанций важны именно прикладные ребята, которым интересна практическая деятельность. И их готовят с младшей школы – робототехника, техноспейсы – центры изучения профессий цифрового производства (робототехника, интернет вещей, инженерный дизайн и прототипирование, микроэлектроника и ИИ), а также профильные классы – энерго, металлургия, автомобилестроение и другие направления.
«А по работе с ребятами, нацеленными на исследовательскую деятельность мы начинаем работать несколько позже. Уже в средней и старшей школе. Во-первых, у нас очень мощный проект – Университетский лицей в Усть-Лабинске. Ребята, которые прошли очень серьезный отбор и приехали со всей страны, готовятся там именно к исследовательской деятельности в области физики, химии, биологии. Они участвуют в олимпиадах, делают исследовательские проекты и представляют на профильных конференциях в Московском университете. Второе направление, это уже работа со студентами факультетов МГУ – физика, химия, биология и молодыми сотрудниками компаний. Здесь ребята делают серьезные исследования по задачам бизнеса. Например, по энергетике – Перовскитные солнечные ячейки (Эн+ совместно с МГУ разрабатывает солнечные панели нового поколения. Также мы работаем с различными вузами в регионах по профилям бизнесов. Стараемся вовлекать студентов энергетиков, металлургов, автомобилестроителей и других направлений в решение задач, поставленных компаниями. И это сотрудничество уже в ходе обучения мотивирует выпускников приходить на наши предприятия», - рассказала Елена Аксенова.
Спикер подробно рассказала о проекте «Учитель Вольного Дела», целью которого является привлечение талантливых педагогов в региональные школы и создание условий для их профессионального роста. Она привела несколько примеров, как учителя уже вовлекают школьников в науку. Так, команда шестиклассников из лицея №165 Нижнего Новгорода под руководством учительницы информатики, которая участвует в нашей программе, создала проект «Электромобили: настоящие и будущие вызовы». Он стал одним из лучших на конкурсе «Технологии Первых» и представлен на Конгрессе молодых учёных на стенде «Движения Первых». А пятиклассник под руководством учительницы биологии школы №2 Усть-Лабинска стал призером конференции «Мои первые шаги в науку» с работой о неньютоновской жидкости. Школьница под руководством учителя химии лицея №165 Нижнего Новгорода заняла первое место в конкурсе «Научная прогулка» в области химии с видеоработой «Химические цветы».
Елена Аксенова также акцентировала внимание на важности объединения усилий разных сторон для создания непрерывной образовательной траектории, где практические навыки, полученные в рамках проектов фонда, сочетаются с фундаментальными исследованиями, курируемыми привлеченными педагогами.
Антонина Кулешова, руководитель центра развития естественно-научной и технической направленностей Центра «Прогресс» рассказала в своем выступлении, что инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта «Образование», такая как «Кванториумы», позволяет школьникам применять теоретические знания на практике, отвечая на главный вопрос: «Зачем мне эта химия или другие предметы?». Кулешова добавила, что именно через практическое решение кейсов и эксперименты на современном оборудовании у детей рождается подлинный интерес к научной деятельности, а интеграция с предприятиями дает понимание практической значимости их работы.
Заместитель руководителя департамента проектов социальной направленности, Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» Ирина Кузнецова анонсировала запуск в 30 регионах проекта «Научные клубы первых» (НКП), которые станут центрами формирования научных сообществ. Кузнецова подчеркнула, что помимо материально-технического оснащения, ключевой задачей является организация очных выездов и мероприятий для взаимного вдохновения и обмена практиками между педагогами и детьми из разных регионов страны.
Виктор Казанцев, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией нейробиоморфных технологий МФТИ, в своем выступлении сделал акцент на незаменимости очных форматов для пробуждения глубокого интереса к науке. Он заявил, что, несмотря на обилие онлайн-курсов, именно погружение в среду университета, личное общение с учеными и возможность «потрогать науку руками» в рамках летних и зимних школ становятся для многих школьников решающим фактором в выборе профессии. Казанцев привел личный пример, рассказав, как у его дочери «включился этот движок» после посещения такой школы на Физтехе.
Дмитрий Малышев, Директор центра развития современных компетенций «Дом научной коллаборации имени Н.Н. Семенова» в Самаре, поделился успешным опытом привлечения молодых ученых – студентов и аспирантов – к педагогической деятельности. Он рассказал, что Дом научной коллаборации становится связующим звеном, позволяющим молодым кадрам работать с детьми и одновременно развивать свою научную карьеру в университете. По его словам, когда дети видят молодого педагога-исследователя, они примеряют роль ученого на себя, что ломает стереотипный образ профессора «за 50 с бородой» и делает науку более близкой и достижимой.
Завершающим спикером стал Глеб Игнатьичев, педагог «Кванториума» и аспирант Брянского государственного университета, который на собственном примере показал синергию научной и педагогической деятельности. Он отметил, что высшее образование и вовлеченность в актуальные исследования позволяют педагогу помогать детям выполнять конкурентные на высоком уровне проекты, отличать верифицированные источники информации и грамотно выстраивать методологию научного эксперимента. Игнатьичев добавил, что работа с детьми, в свою очередь, не позволяет ему «закостенеть» в узкой теме и требует постоянного расширения кругозора.
В завершение сессии модератор Михаил Воробьев, заместитель директора Центра всестороннего развития детей «Прогресс», подвел итог, подчеркнув главный вектор всей дискуссии. Он отметил, что максимального результата в развитии науки и образования невозможно достичь в одиночку, и ключ к успеху – в объединении усилий всех заинтересованных сторон, включая тех, кто находится за рамками академической среды и способен ставить конкретные практические задачи. Именно на стыке науки и реального сектора рождаются самые прорывные решения.
Полную видеозапись дискуссии можно посмотреть на сайте: https://science-congress.com/programme/business-programme/7022/